пятница, 24 мая 2019
Закон о защите детей от «вредного» контента задушит медиаиндустрию Кыргызстана

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Закон о защите детей от «вредного» контента задушит медиаиндустрию Кыргызстана

Закон о защите детей от «вредного» контента задушит медиаиндустрию Кыргызстана

24 апреля 2019 06:48    Просмотров: 1634

Елена Иванченко, © News-Asia

В феврале 2019 года депутаты парламента Кыргызстана инициировали закон о защите детей от «вредной» информации. Его действие распространяется на материалы СМИ, книги, «аудиовизуальную продукцию на любых видах носителей», компьютерные программы и базы данных, а также на сведения, распространяемые через Интернет, и на мобильный контент.

Попытка принять аналогичный законопроект уже предпринималась в 2012 году. Тогда инициатива вызвала резонанс среди правозащитников, операторов связи и представителей масс-медиа, которые посчитали, что закон, в случае одобрения, рискует стать инструментом для цензуры СМИ. На этот раз заинтересованные стороны подошли серьезно к рассмотрению вопроса, юристы провели анализ документа.

Модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят в 2009 году на межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ. Первопроходцем стала Россия, где нормы вступили в силу в 2012 году. В 2018-м законопроект приняли в Казахстане. Однако соседи адаптировали документ под современные реалии, тогда как авторы в Кыргызстане разбираться в нюансах не стали.

Впрочем, кыргызстанские специалисты поддерживают идею создать определенный механизм информационной защиты детей. Но правовой анализ закона выявил ряд недочетов, которые могут парализовать работу СМИ, интернет-провайдеров и операторов связи.
«Законом предусмотрена классификация продукции по возрастным категориям: до и после 7 лет, после 14 лет и после 16 лет. Предлагается создание уполномоченного органа, который будет контролировать распространение информации, наносящей вред детям и подросткам. Также планируется сформировать базу экспертов для проведения экспертизы информационных продуктов. В документе нет комплексных мер и альтернативных способов регулирования. Вместо того чтобы создавать условия развития навыков информационной безопасности, государство берет на себя функции контрольно-надзорного органа и ставит поставщиков информации в зависимое положение. Кроме того некоторые нормы законопроекта некорректно сформулированы и противоречат друг другу. Содержится много размытых, неправовых определений. Например, разделение добра и зла. Это субъективные понятия для каждого родителя. Как государство намерено определять какой мультфильм демонстрирует победу добра над злом, а какой нет? Непонятно», – пояснила Алтынай Исаева, юрист ОФ «Институт Медиа Полиси».
По данным анализа, инициаторы даже не пытались согласовать проект с представителями медиа-сфер, которых он непосредственно затрагивает. Не предусмотрели авторы и финансовую сторону реализации закона.
«В справке-обосновании говорится, что законопроект не повлечет финансовых затрат, но при этом речь идет об уполномоченном органе. Значит, либо не договаривают, либо недопонимают, ведь создается новый уполномоченный орган, а значит новые рабочие места, дополнительный функционал, что всегда влечет за собой затраты и расходы», – подчеркнула Бегаим Усенова, директор ИМП.

Правозащитники отметили, что попытка властей при реализации закона контролировать контент в Интернете, соцсетях и СМИ приведет к блокировке сайтов, что в итоге не принесет никаких результатов. К обсуждению также подключились операторы связи, которые в перспективе будут отвечать за те моменты, которые технически даже не могут контролировать.
«Я, как отец, поддерживаю саму идею и хочу, чтобы дети росли в благоприятной информационной среде. Но очевидно у авторов закона есть недопонимание роли и функций операторов связи. Провайдеры не несут ответственность за предоставляемый контент, они отвечают за передачу и прием информации любым способом: проводным, беспроводным, электромагнитным. Нецелесообразно обременять операторов дополнительной финансовой нагрузкой. Вопрос требует более детальной проработки. Такие меры регулирования, как запрет и блокировка – это крайняя степень», – сообщил Айбек Куренкеев, исполнительный директор Ассоциации операторов связи.

Не меньшую обеспокоенность инициатива вызывает в сфере телерадиовещания.
«Законопроект в том виде, в котором представлен сегодня, может привести к коллапсу всей медиаиндустрии. Выходит, что без заключения некого уполномоченного органа будет невозможно распространять какую-то информацию. Сейчас в законодательстве телерадиовещания есть соответствующие обязанности по созданию собственного контента. А учитывая сроки, отводящиеся на экспертизу – до 100 дней, закон полностью парализует деятельность. Более того у нас не будет возможности транслировать передачи иностранного производства, потому на них тоже придется получать заключение эксперта, проводить обрезку. Предложенные нормы направлены на то, чтобы убить отечественное телевидение. Что касается Интернета, то его невозможно регулировать. Надо собираться совместно с операторами связи и вырабатывать инструменты защиты наших маленьких граждан, а не просто что-то запрещать», – считает Тимур Алхожоев, представитель Индустриального Медиакомитета.
Специалисты сошлись во мнении, что в нынешнем виде закон принимать нельзя. В числе альтернативных вариантов гражданские активисты предлагают повышать цифровую грамотность кыргызстанцев.

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

16 мая 2019 11:44

Кыргызстанцы просят помощи в возвращении их детей и внуков из Сирии

По оценочным данным экспертов в Сирию выехало более 800 граждан КР. Родственники их обращаются к главе государства Сооронбаю Жээнбекову с просьбой помочь в возвращении их и их семей и реабилитации

13 мая 2019 10:13

Без общественных фондов работа школ Кыргыстана встанет - Евгения Строкова

Нардеп констатирует - без помощи родительских фондов большинство школ и детских садов в городе не смогли бы работать бесперебойно. Кроме того, Минобрнауки требует инноваций в школах и обеспечения современных условий обучения, но средств на требуемое не дает. При этом лицемерно критикует работу фондов - хотя далеко не все они так коррумпированы, как о них говорят

Обзоры

 Александр Кацев 

А ВЫ ЧИТАЛИ?!

О преобразованиях Конституции Кыргызстана в области языка

 Екатерина Пантелеева 

ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ?

Как в Кыргызстане предложили лишить русский язык статуса официального

 Елена Короткова 

ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ

Как работает феномен постправды в социальных сетях КР?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.