пятница, 19 апреля 2024
ШАНС НА ПРОГРЕСС — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Александр ШабалинRSS

ШАНС НА ПРОГРЕСС

ШАНС НА ПРОГРЕСС

07 сентября 2015 11:01    Просмотров: 2912

Не секрет, что культура, современная наука и другие гуманитарные сферы в Кыргызстане испытывают большие трудности. Финансирования из Госбюджета хватает лишь на небольшие исследования.  Развитие же поддерживают иностранные источники финансирования, которые и диктуют условия существования того или иного сектора. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы, определяют могущество и будущее страны.

Как уверяют сотрудники Института политики развития, мировой опыт решения сложившейся в Кыргызстане проблемы давно существует. И заключается он в создании условий, при которых распределение национальных богатств проходило бы справедливо.

- В Кыргызстане только государство владеет и распоряжается благами страны. Граждане не видят пользы от национальных богатств, так как все доходы растворяются в государственном бюджете, большая часть которых тратится на нужды системы управления, - сказала председатель правления Института политики развития Надежда ДОБРЕЦОВА.
Культура, наука и другие гуманитарные сферы остаются не у дел. По словам Добрецовой, решение этой проблемы есть: в 21 стране мира насчитываются более 500 случаев, когда национальные богатства перераспределяются таким образом, чтобы финансировать национальный негосударственный сектор. Эксперт отмечает, что высокое развитие культуры, науки, техники во многих европейских странах -  не заслуги государства, а результаты работы общественного сектора на доходы от национальных богатств.

- Двадцать с лишним лет назад мы лишили всю гуманитарную сферу источников финансирования. Сейчас же вынуждены констатировать тот факт, что у государства нет денег для финансирования этой сферы. И надо полагать, денег на это не будет никогда, - отмечает глава общественной организации «Коалиция за демократию и гражданское общество» Динара ОШУРАХУНОВА. - Что нам остаётся в таком случае? Процесс приватизации, разработки месторождений происходит до сих пор, но куда деваются вырученные от сделок средства? Большинство граждан республики уверены, что деньги просто-напросто разворовываются.
По её словам, для решения этой проблемы в большинстве стран мира существует институт фондов, капитал которых создаётся на базе национальных богатств, но управляются такие фонды на паритетной основе государством и обществом. Основная же задача данных фондов - финансирование общественных проектов в различных областях: науке, культуре, социальной сфере, технологиях, экологии, образовании и т.д.

- После распада СССР проходила массовая приватизация государственной собственности. Она происходила под управлением и контролем иностранных советников, которые почему-то не включили в неё вопрос создания фондов для финансирования общественного сектора. К слову, в странах Восточной Европы они их создали. И теперь именно фонды - основные источники финансирования общественных проектов. Чего стоит только фонд поддержки науки в Польше, - отметила Ошурахунова.  - В странах же СНГ, в Кыргызстане в частности, эти сферы функционируют за счёт иностранных источников. Многие понимают, что иностранное финансирование часто противоречит национальным интересам, но ничего с этим не поделаешь, так как альтернативными финансовыми ресурсами бюджет государства не располагает.

Эксперты отмечают, что при создании таких фондов необходимо соблюдать основные принципы управления и их организации, такие как независимое управление, прозрачная отчётность, эффективное управление инвестициями и др.

Источниками финансирования фондов в КР могут стать получаемые средства от приватизации государственной собственности или госдоля акций в успешном предприятии; другие государственные активы (недвижимость, земля), а также поток доходов от контролируемых государством ресурсов (лотереи, полезные ископаемые, лицензии на воздушное пространство); конверсия внешнего долга и т.д.
- Я уверена, что наша власть будет сопротивляться созданию фондов самофинансирования, так как у политиков есть приоритетные интересы, которые они хотят решить в ближайшее время. В кыргызском правительстве почти нет политиков, готовых работать на долгосрочную перспективу. Но они должны понять - так продолжаться больше не может, - уверяет Надежда Добрецова. - Сейчас наша главная задача - донести эту идею до политиков и общества. И здесь нельзя говорить, что это не сработает в Кыргызстане. Такие фонды существуют не только в США или Германии, но и в Польше, Индонезии, Бразилии, Новой Зеландии и ещё в десятках странах мира. Вопрос создания и работы таких фондов изучен и описан до мелочей. И самое главное - эта система очень эффективно работает.

Чолпон Койчуманова, доктор исторических наук, председатель общественного совета при Министерстве труда и миграции КР.: Идея, высказанная Институтом политики развития, очень хорошая, особенно учитывая проект об иностранных агентах. Есть чёткая логика: если вам не нравится, что некоторые сферы деятельности существуют за счёт иностранцев, выделите свои средства на развитие. Однако лично у меня вызывает вопрос механизм работы данных фондов. У нас в КР, например, есть фонд по развитию исторической науки «Мураз» при аппарате президента, и ещё несколько подобных организаций. Однако работают они крайне неэффективно. Я считаю, что главная наша проблема - это подбор кадров, так как на работу берут  родственников, земляков, знакомых.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №36, 2015 год

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.