пятница, 29 марта 2024
Вымогательство как зеркало  “инвестиционной привлекательности” Кыргызстана

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Вымогательство как зеркало  “инвестиционной привлекательности” Кыргызстана

Вымогательство как зеркало “инвестиционной привлекательности” Кыргызстана

12 ноября 2010 14:35    Просмотров: 13463

Владимир Фарафонов, © News-Asia

Есть такое понятие в экономике - трансакционные издержки. В широкой трактовке - это все издержки компании, которые не относятся непосредственно к физическому процессу производства, прежде всего политические и юридические. Задача государства в минимизации подобных издержек. В Кыргызстане эти издержки невероятно высоки, инвестор не знает, каким будет окончание договора, и будет ли вообще. А вдруг опять очередная революция и ни у кого нет ясной картины, что будет с его деньгами, если вдруг что-нибудь произойдёт. В таких условиях за существующего, годами проверенного инвестора надо держаться как можно крепче, чтобы он, не дай бог, не ушёл.  Поступать наоборот как минимум опасно для остатков разбитой экономики. Тем не менее, в Кыргызстане всё происходит именно так.

Кыргызстан занимает 22-е место в мире по производству золота, но имеет все перспективы подняться как минимум на 15-е. Месторождение Джеруй, что неподалёку от города Талас, могло бы существенно повысить золотой рейтинг республики. Могло бы, если бы не хитроумно-корыстные цели Министерства природных ресурсов КР.

Недавно глава министерства Кайрат Джумалиев рекомендовал правительству аннулировать лицензию на разработку этого золоторудного месторождения. Соответствующий проект постановления направлен на утверждение  в кабинет министров КР.

Краткая справка.
Контрольный пакет акций компании «Джеруйалтын», владельца лицензии на добычу золота, принадлежит крупной казахстанской инвестиционной группе Visor Holding. Компания Visor вложила в проект более 230 млн. долларов. В сентябре 2010 года компания представила детальный план разработки месторождения Джеруй в Министерство природных ресурсов КР, позволяющий начать производство золота уже в октябре этого года, однако он был безосновательно отклонён. Предложение об отзыве лицензии было составлено в министерстве, без каких бы то ни было консультаций или обсуждений с компанией Visor Holding.
Казахстанская компания Visor Holding – одна из крупнейших промышленно-инвестиционных групп в Средней Азии. Инвестиции компании в Кыргызскую Республику осуществляются по нескольким проектам: горная промышленность, строительство, телекоммуникации, розничная торговля. Техническое перевооружение Кантского цементно-шиферного комбината – тоже заслуга компании. За последние 8 лет капиталовложения Visor в Кыргызстане превысили 400 млн. $. Было создано более 4000 рабочих мест.

Первая лицензия на разработку Джеруя была выдана ещё в 1993 году. С тех пор сменилось четыре инвестора. Visor - пятый. Компания предложила правительству Кыргызстана и лично президенту Розе Отунбаевой новую экономическую модель проекта. Отличие от всех предыдущих в том, что её реализация добавит в казну минимум на 130 миллионов долларов больше в ближайшие пять лет. Проект необходимо незамедлительно воплощать. В срочном порядке. Эти деньги - прибыль для республики. Вот вам и пенсии и зарплаты бюджетникам. Однако, вследствие действий Министерства природных ресурсов КР, блокирующего работу месторождения, Кыргызстан недосчитается около 2-3 миллионов долларов ежемесячных инвестиций и чистой экономической выгоды. Чиновник о последствиях не думает. Или нечем или некогда. А последствия ждать себя не заставят.

Во-первых, отзыв джеруйской лицензии станет негативным сигналом и поставит под вопрос дальнейшие иностранные инвестиции как минимум в горнодобывающей промышленности.

Во-вторых, каким образом решение правительства об аннулировании лицензии может принести экономическую выгоду жителям района. В частности, как это отразится на судьбе 400 семей, чьи отцы работают на месторождении, чьё благосостояние и будущее поставлено на карту. Их за что наказывать? За доверчивость правительству? В проекте постановления ни слова не сказано об экономических последствиях такого шага для государства в целом.

Привлечение нового инвестора с очередным вымогательством приведет к серьёзным задержкам в реализации проекта. Не стоит забывать о корпоративности таласцев. Они много вытерпели и достойны лучшей  доли.

Талас – колыбель последней революции.

Несмотря на экономический кризис, компания Visor Holding всегда своевременно вносила вклад в бюджетную сферу Таласской области. Отзыв лицензии приведёт к внезапному прекращению финансового потока. Вряд ли есть альтернатива казахстанской компании в ближайшее время.
Visor Holding пытается в срочном порядке организовать диалог с правительством КР для обсуждения этих вопросов. Представители инвестиционной группы находятся в Бишкеке и пытаются встретиться с ответственными официальными лицами. Но те молчат.

Основная стратегия компании в нашей республике – привлечение первоклассных специалистов из числа граждан на основе взаимовыгодного сотрудничества с правительством. Что может быть лучше для нас? Отличная работа, хорошее вознаграждение. Однако нет. Кому-то не терпится закрыть крупнейший инвестиционный проект страны практически без всяких предупреждений, уведомлений и предварительных консультаций. Ни в одной стране мира не практикуется такой подход, когда без участия инвестора меняются условия сотрудничества без предупреждения.

В чём причина такой ультрагорячей, едва скрываемой интервенции на казахский капитал?
Осенью этого года, а конкретно в октябре ЗАО “Джеруйалтын” было полностью готово произвести первые 80 кг чистейшего золота. У компании отсутствует золотоизвлекающая фабрика. По согласованию с ОАО «Кыргызалтын», являющегося владельцем 40% акций ЗАО «Джеруйалтын», т.е. фактически с предварительного одобрения правительства КР планировалось использовать комбинат «Макмалзолото». Напомню, что 60% акций в соответствии со стандартами международного права принадлежат казахстанской инвестиционной группе Visor Holding.

Вот тут начинается самое интересное. По классической схеме откровенного вымогательства.

Схема достаточна  жуликоватая, но безотказная в силу неожиданности аргументации: предупреждение – согласие или нет – наказание.  Вначале, ласково пошептавшись, министерство рекомендует компании подождать результатов парламентских выборов и поработать со вновь сформированным правительством, т.е. даёт время на размышление. Это предупреждение. Через некоторое время появляются  ходоки из того же министерства и предлагают всё уладить за каких-то несколько миллионов долларов.

Сумма соизмерима с месячным поступлением в бюджет республики от деятельности компании. Так сказать, первая зарплата благодетелю. Это называется “казнь через удивление”. Поскольку это не сработало, согласия не последовало, следует наказание: министр природных ресурсов, мандат которого истекает очень скоро, рекомендует правительству аннулировать лицензию ЗАО «Джеруйалтын» и в течение последующей недели срочно провести новый тендер на разработку золоторудного месторождения. Вот и ответ на вопрос о причинах столь резкого увеличения темпа активности министерства.

Судьбу проектов национального масштаба вправе решать только парламент страны. Даже не президент. Однажды она уже решила ближайшую судьбу авиабазы “Манас” за спиной народа, вопреки революционным обещаниям.

А министра понять можно. Заработная плата ничтожна. Ещё и удерживают на всякие там нужды. Там, где нет кыргызского чиновника, простор для инвестора.
Для Visor Holding наступают решающие дни. Но он победит, рано или поздно, потому что за такими компаниями будущее Кыргызстана. Потому что в борьбе между разумом и шкурным страхом министра потерять доходное место возобладает разум. Зачем испытывать терпение экономически крепкого восточного соседа, особенно в преддверии саммита ОБСЕ в Астане. Не к добру это.

Самый эффективный способ снизить коррупцию – ограничить влияние государства на экономику. Чиновник – это конкретный человек в государстве, принимающий решения, и чем меньше его роль в экономике, тем меньше будет коррупции. Консультации, планы, фуршеты, банкеты, застолья – это у нас любят. Это ядро государственного вымогательства, определяющее удельный вес бюрократии в инвестиционной политике республики.

Создавать ВВП в Кыргызстане не из чего. Работать мы пока не научились. Вместо того чтобы всерьёз заняться оздоровлением национальной экономики, министры превосходно кооперируются в другом.

Министерство экономического регулирования Кыргызстана, например, предлагает создать предпринимательское агентство по привлечению инвестиций и стимулированию экспорта. Это одно министерство. Оно привлекает инвестора.

Другое – министерство труда, занятости и миграции договаривается с соседним Казахстаном о миграционном коридоре для своих же граждан.

Затем третье – министерство природных ресурсов в лице министра, стремясь извлечь максимальную персонально-финансовую выгоду при минимальных политических обязательствах, подрубает усилие первого министерства в пользу усилий второго. Воистину, операция-кооперация с приятной схемой распределения прибыли. А куда деваться им – 400 семьям из четырех таласских сёл, работавшим на руднике Джеруй - податься на заработки в соседний Казахстан? Если, конечно, казахи примут.

А что министр Минприродресурсов Кайрат Джумалиев? Он, как водится за рубежом. Ситуацию прокомментировать не может. Где именно - не известно. Наверное, на переговорах с очередными инвесторами-одуванчиками. Времени-то осталось мало. Неровен час, скинут с должности. Так что надо поспешать.

Дальнейший сценарий зависит только от того, как поведет себя президент Роза  Отунбаева. На громкие и пустые  тирады кыргызских чиновников про наличие благоприятного инвестиционного климата в стране, в особенности после апрельской революции, казахстанский деловой мир внимания не обращает.  Им как раз другое важно - установить централизованную и жесткую власть – тогда у Кыргызстана появится шанс на новые кредиты-гранты.

Я рекомендую 9 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

КУБАНЫЧБЕК 13 ноября 2010 01:13

Владимир Фарафонов не лезь со своим уставом чужой манастырь, правительстве тоже ни сидят глупые им виднее и народу.

Другие новости

19 февраля 2024 15:35

Кыргызстан должен стать более социально ориентированным государством

На тот факт, что нарастающие в последнее время угрозы имеют направленность не только по отношению к Центральной Азии или к таким маленьким государствам как Кыргызстан, обратил внимание эксперт НИСИ при президенте КР Марат Абдылдаев.

06 февраля 2024 11:31

Бишкек разрабатывает законопроект по зеленым номерам

Сейчас парламентом разрабатывается законопроект по зеленым номерам, т.е. будут предусмотрены различные преференции для владельцев экологичного автотранспорта. Такие меры приняты уже во многих странах мира, и мы хотим не отставать от них.

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.