пятница, 29 марта 2024
Предвыборная парламентская кампания в Киргизии плавно переросла в президентскую гонку

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Борьба за президентское кресло в Киргизии уже началась

Борьба за президентское кресло в Киргизии уже началась

14 января 2011 09:07    Просмотров: 13088

Игорь Шестаков, © News-Asia

Предвыборная парламентская кампания плавно переросла в президентскую гонку. Все чаще эксперты сравнивают действия лидеров ведущих партий с попытками застолбить место в предстоящей избирательной кампании. Несмотря на то, что полномочия главы государства в новой Конституции существенно ограничены, по-прежнему пост президента остается на вершине пирамиды власти. Креслам спикера и премьер – министра не по конституционной, а по реальной значимости, пока еще далеко до гаранта основного закона.

Те, кто полагал, что глава государства станет выполнять исключительно формально - представительские функции на межгосударственных саммитах и раздаче государственных наград, серьезно ошибались. Ключевые рычаги всех властных механизмов остаются в руках президента, что успешно доказывает Роза Отунбаева. Также, отнюдь не случайно, согласно недавно проведенному опросу, глава администрации президента был назван в числе наиболее влиятельных чиновников республики.

Учитывая, что предстоящая борьба за президентство будет проходить не на фоне «семейно – клановых» декораций, и власть не в состоянии, как это было прежде, оказывать давление на ход избирательной кампании, итоги президентских выборов станут главным и самым непредсказуемым политическим событием наступившего года.

Сегодня уже называется более десятка имен основных претендентов на роль главы Кыргызстана. Открывает этот предвыборный хит – парад лидер СДПК и премьер – министр Алмазбек Атамбаев. Несмотря на весьма невысокий рейтинг временной исполнительной власти, состоящей преимущественно из партийных кадров социал-демократов, часто звучащие в СМИ обвинения в политическом популизме, провальную попытку лидера СДПК сложить коалицию парламентского большинства, острейший экономический кризис, все же Атамбаеву пока удалось выйти «сухим из воды».

Немалое число аналитиков воспринимают фигуру Атамбаева, как романтика - революционера, который в тяжелейший для страны момент не побоялся взять на себя ответственность за судьбу Кыргызстана. Имидж неиспугавшегося трудностей политика подчеркивает и сделанное с парламентской трибуны громкое заявление – «я начну выводить страну из кризиса с завтрашнего дня». Это при том, что состав правительства сформирован из представителей политпартий, где мнение партийного лидера для того же вице – премьера или министра гораздо весомее, чем распоряжение премьера. И любое громкое заявление премьера обязательно ему припомнят особенно в ходе избирательной кампании. С другой стороны, программа действий кабинета министров, предложенная Атамбаевым, рассчитана на существенное обновление экономического курса Кыргызстана и довольно сильно напоминает предвыборную платформу партии «Республика», которая была связана с коренными процессами модернизации страны. Без поддержки своего недавнего партийного соратника Омурбека Бабанова премьеру будет сложно двигаться в президенты.

Атамбаеву придется демонстрировать высший пилотаж в умении договариваться и достигать компромиссов в переговорах с коллегами по парламентскому альянсу. Хотя гибким политиком его назвать сложно.
Между тем, пост премьера также обеспечит постоянное присутствие Атамбаева не только в национальном, но и в мировом медийном пространстве. Что позволит придать персоне премьера соответственный внешнеполитический статус. В данном контексте, договоренность с российским премьером Владимиром Путиным о снижении таможенных пошлин на экспортируемые нефтепродукты, несомненно, может добавить большое количество очков в предвыборную копилку главы правительства. Что касается минусов, то, прежде всего, пока слабо просматриваются единомышленники Атамбаева из числа представителей региональной элиты. Особенно в плане влиятельных фигур из южных регионов, где в ходе парламентских выборов у СДПК имелись проблемы с набором большого числа голосов. Отрицательно на кандидатский имидж премьера повлияют и действия правительства, которое не в состоянии кардинально за короткий срок улучшить социально – экономическую ситуацию.

В числе явных претендентов на президентский пост значится и Феликс Кулов. Опыта участия в предвыборных баталиях этому политику не занимать. Успех партии «Ар – Намыс» на парламентских выборах стал для «железного» Феликса дополнительным стимулом в борьбе за президентское кресло. После 7 апреля Кулов приобрел «экспортный» имидж государственника, что ярко продемонстрировало положительное отношение к нему со стороны властных структур России, Казахстана и Узбекистана, где непопулярны идеи государственных переворотов. Похоже, что в политических кругах этих государств бывший премьер - министр зарекомендовал себя, как вполне предсказуемый политик, который выступает за сильную государственную власть явно не парламентского содержания.
В родном Кыргызстане рейтинг главного идеолога «железного щита закона», пока явно ниже. Вероятнее всего, Кулов будет активно использовать оставшееся до выборов время для придания своей персоне статуса политика, решительно выступающего за справедливость, правовую защиту и безопасность, прежде всего, в отношении граждан страны. Нынешний год Кулов начал со встреч с требующими повышения заработной платы педагогами. Решительные действия со стороны лидера «Ар – Намыса» в этом вопросе напоминают действия Бориса Ельцина, который до того, как занял пост российского президента, завоевывал всенародную любовь среди бастующих шахтеров. Не исключено, что вслед за педагогами Кулов обратит пристальное внимание на не слишком высокие зарплаты сотрудников силовых структур.

Особенно удачной выглядит для Кулова предвыборная позиция в стане парламентской оппозиции, к которой приковано большое внимание со стороны национальных и зарубежных СМИ. Тем более что поводов покритиковать действующую власть, включая премьер – министра у парламентской оппозиции будет явно предостаточно. Однако для того, чтобы гарантировать себе успех на выборах лидеру «Ар – Намыса» необходимо иметь весомую кандидатуру премьер – министра, учитывая, что экономическая программа партии получила немало положительных откликов в среде экономистов. Но, в родном «Ар – Намысе» у Кулова такого кандидата нет, поэтому придется искать его на стороне. При этом, соблюдая региональный баланс север – юг. Не исключено, что в этом вопросе Кулов обратит свое внимание на южных лидеров «Ата – Журта». Хотя нельзя исключать варианта с выбором соратников из числа представителей армейского генералитета, поскольку все большую популярность в Кыргызстане набирают, идя о «жесткой руке», которая, наконец, приведет страну в адекватное состояние и сможет защитить от угроз террористическо – экстремистского характера.

В числе потенциальных кандидатов называется имя Марата Султанова, который всегда себя позиционировал как политик - центрист. Возможно, это качество умеренного и здравомыслящего политика принесет для Султанова определенные дивиденды, в случае его участия в предстоящих выборах. В то же время, находясь в рядах фракции «Ата – Журт», он продемонстрировал, что имеет свое политическое виденье, отказавшись войти в состав коалиции большинства. За плечами у депутата парламента большая практика работы на высоких государственных постах, поэтому соответственное государственное виденье у него имеется.
К тому же, Султанов хорошо известен в странах, которые входят в число основных стратегических партнеров Кыргызстана, в качестве достаточно предсказуемого политического деятеля. Для него не составит больших проблем найти общий язык с крупными, зарубежными финансово – промышленными группами, которые заинтересованы вкладывать свои инвестиции в экономику Кыргызстана. Ведь экономическо-финансовую базу республики, он узнал не на теоретическом, а на практическом уровне, проработав в должностях главы Национального банка и министра финансов. Не исключено, что именно бывший спикер парламента может стать консолидированной фигурой от южных элит, против которой не слишком сильно будут возражать в северных регионах.

В качестве кандидата - радикального оппонента нынешней власти может выступить еще один южный политик - лидер партии «Бутун Кыргызстан» - Адахан Мадумаров. Он имеет большой опыт оппонирования властным структурам. Что ярко продемонстрировала избирательная кампания партии, которая, едва успев создаться, заняла достаточно высокое место по итогам парламентской гонки, едва не догнав такую матерую политструктуру как «Ата–Мекен».

Несомненным плюсом Мадумарова является его умение быстро завладеть вниманием любой аудитории, будь это небольшой зал или огромная площадь. Данные высокопрофессиональные качества публичного кыргызстанского политика можно сравнить с актерскими дарованиями Владимира Жириновского. Основным электоратом лидера «Бутун Кыргызстана» может стать разочарованная в действиях чиновников и парламентариях молодежь. Активности в ведении политической борьбы ей сейчас не занимать. К тому же, новая власть ярко продемонстрировала в вопросах молодежной политики преемственность неэффективного курса прежних режимов. Вокруг Мадумарова могут сплотиться и недовольные экономическим курсом Атамбаева и Кулова бизнесмены.

Список кандидатов в президенты будет еще гораздо больше. Вполне возможно, что к президентской кампании может подключиться и Роза Отунбаева. Близкие к высокопоставленным чиновникам администрации главы государства общественные объединения уже стали делать заявление о том, чтобы Роза Исаковна еще на пять лет осталась президентом. При Бакиеве и особенно при Акаеве подобный «народный» механизм выдвижения кандидатур действующих президентов достаточно широко использовался. Тем более что и женская избирательная аудитория может активно поддержать так называемый гендерный фактор. Исходя из мирового опыта, именно женщины в сложные для стран времена становились во главе государств. В этом контексте нельзя забывать и о Бермет Акаевой.

Не исключено, что кыргызстанцев «осчастливит» своим желанием побороться за пост главы государства некий кыргызстанец - олигарх из дружественных Кыргызстану государств. В любом случае нынешний список претендентов на пост президента будет самым большим в истории Кыргызстана.

Я рекомендую 4 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

19 февраля 2024 15:35

Кыргызстан должен стать более социально ориентированным государством

На тот факт, что нарастающие в последнее время угрозы имеют направленность не только по отношению к Центральной Азии или к таким маленьким государствам как Кыргызстан, обратил внимание эксперт НИСИ при президенте КР Марат Абдылдаев.

06 февраля 2024 11:31

Бишкек разрабатывает законопроект по зеленым номерам

Сейчас парламентом разрабатывается законопроект по зеленым номерам, т.е. будут предусмотрены различные преференции для владельцев экологичного автотранспорта. Такие меры приняты уже во многих странах мира, и мы хотим не отставать от них.

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.