суббота, 27 апреля 2024
Кыргызстанец, ветеран ВОВ проработал на железной дороге более 60 лет

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ОбществоRSS

Ветеран ВОВ проработал на железной дороге более 60 лет

Ветеран ВОВ проработал на железной дороге более 60 лет

19 ноября 2014 13:20    Просмотров: 8823

Елена Короткова, © News-Asia

В 2015 году постсоветское пространство готовится отметить знаменательную дату - 70-летие со Дня Победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне. Несмотря на попытки политиков переписать историю, 9 мая 1945 года остаётся одним из главных праздников в календаре. Ежегодно тысячи людей возлагают цветы к памятникам погибшим солдатам, выражают свою признательность оставшимся в живых ветеранам и труженикам тыла. Их в республике менее двух тысяч, и, несмотря на наказ президента страны Алмазбека Атамбаева обязательно дожить до юбилейной даты, они уходят…

В преддверии памятной даты мы начинаем серию публикаций о тех, кто когда-то помог остановить фашизм и сохранить мир на земле, трудился в тылу, а после окончания войны восстанавливал разрушенные города, поддерживал в них правопорядок, работая на благо отчизны. В частности, на железной дороге. В рядах коллектива Кыргызской железной дороги - 49 тружеников тыла и 13 ветеранов Великой Отечественной. Один из них - Насыр Икрамович Алишев. В свои 99 лет он, конечно, уже не работает в штате железнодорожников, но всегда может проконсультировать молодых специалистов и дать им ценный совет.

Алишев родился в Алма-Атинской области в станционном посёлке Узун-Агач в семье священнослужителя, Икрама-молдо. Жили небогато, но средств хватало, чтобы содержать Насыра и его сестру. Всё рухнуло, когда Икрама-молдо по анонимному доносу обвинили в подрывной деятельности: мол, задурманивает голову прихожанам, не давая им пойти по пути светлого будущего, и отправили на каторгу в Сибирь.  Откуда он уже не вернулся. В семье наступил голод.  Вскоре мать Насыра Айша, не выдержав лишений, умерла. 12-летний мальчик вместе с сестрёнкой начал батрачить на богатых соседей, чтобы не умереть с голоду, пока ребят не заметили местные власти и не распределили в детский дом. Когда Алишев достиг призывного возраста, то был призван в ряды Красной Армии в 50-й кавалерийский пограничный отряд МВД на границе Китая и Юго-Восточного Казахстана в качестве стрелка. В 1940 году бы уволен в запас. Уехал в Киргизию. Устроился работать на железную дорогу, в ОВД транспортной милиции на станции Пишпек, получил комнату, обзавёлся друзьями, встретил любовь всей своей жизни, красавицу Шаркуль... И тут началась война.  У него была возможность остаться в тылу и контролировать правопорядок, но он решил защищать родину на переднем крае и в конце 1942 года отправился на фронт.
Военная карьера складывалась удачно: боевой опыт, приобретённый на китайской границе, помогал  не только успешно бить врага самому, но и обучать этому других. В 1943 году Алишев воевал в составе 78 запасного полка, будучи помощником командира взвода Ленинградского фронта. Защищал подступы к городу на Неве в районе городка Пушкино. Несколько раз был ранен. После лечения старший сержант Насыр Алишев был определён в 152 стрелковый полк Ленинградского фронта. После прорыва блокады полк пошёл в наступление в направлении Кёнигсберга (ныне Калининград), и Насыр Икрамович принимал активное участие в штурме и удержании ключевых фашистских фортов.

 За боевые заслуги он был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За Победу над Германией», «За оборону Ленинграда», «За оборону Кёнигсберга», имел ряд благодарностей от своих командиров. Но военную карьеру продолжать не захотел. Вернулся домой, и подал документы в Ташкентскую школу начсостава милиции МВД СССР, по окончании которой был направлен в органы транспортной милиции - на станцию Пишпек. Женился, стал отцом… Начал обучать молодёжь -  один из его учеников, Василий Иванович Дъяченко, впоследствии дослужился до начальника милиции уже ставшей родной  станции Пишпек. Всё складывалось благополучно, пока в начале 1953 года на Насырова не написали анонимный донос. Якобы он умышленно не указал в анкете при вступлении в ряды КПСС, что его отец был священнослужителем и сослан в Сибирь. Насыр был лишён всех званий, исключён из партии и заключён под стражу, но выслать его из Киргизии не успели: И.В.Сталин умер, и милиционер попал под амнистию. Руководство предложило ему либо восстановиться в партии и органах правопорядка, либо стать простым рабочим на железной дороге, и начать всё заново. Чтобы обезопасить свою семью от преследования и дать детям шанс на хорошее будущее, Насыр выбрал второй вариант. И стал проводником.

Насыр проработал на железной дороге более 60 лет. К своим служебным обязанностям относился с обострённым чувством долга - в вагонном депо станции Пишпек его помнят до сих пор и отзываются о нём как о прилежном работнике. Впоследствии его ученики работали начальниками пассажирских поездов.За долголетний добросовестный труд на Кыргызской железной дороге Алишев награждён медалью «Ветеран труда», значками и знаками «Ударник Коммунистического труда», «Отличный вагонник», «Победитель Социалистического соревнования». Насыр Икрамович удостоен звания «Заслуженный ветеран труда Кыргызской железной дороги», имеет много благодарностей и почётных грамот.
Как отмечают молодые железнодорожники, мастер своего дела всегда шёл им навстречу, помог обучить не одно поколение проводников тонкостям работы. Не забывал он и о семье: за 65 лет, прожитых в браке у Насыра и Шаркуль родились пятеро детей - три сына и две дочери. Один из сыновей, Насыр уулу Бакберген, пошёл по стопам отца: окончил железнодорожное училище и проработал машинистом тепловоза 52 года. За свои заслуги удостоен звания почётного железнодорожника. Вышел на пенсию, но продолжает работать по сей день.
Шаркуль ушла из жизни в 2008 году, но Насыр не чувствует себя одиноким: его навещают дети и внуки, да и коллеги в гости заходят…Ветеран очень надеется встретить 70-летие Победы у Вечного Огня, несмотря на то, что старые ранения дают о себе знать.

P.S.
Ветераны живут среди нас. Эти люди страдают от безучастия в их жизни местных чиновников и  государства, которое считает, что дало им всё что могло. Страдают от нашего с вами равнодушия - нам гораздо проще повязать георгиевскую ленту, чем заглянуть к соседу-ветерану просто так, без повода, помочь, чем можно или просто выслушать.
Им есть что рассказать. Ведь пока эти люди живы, только они могут донести до подрастающего поколения, что эначит - отдать жизнь за Родину, не потерять себя как человека в нечеловеческих условиях, дружить и любить по-настоящему.
Так дай им Бог пожить ещё - потому что это очень нужно нам!

Аргументы и факты-Кыргызстан, №47, 2014 год

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

12 апреля 2024 09:04

Центральная площадь «Ала-Тоо» пройдет реконструкцию

Так, на сегодняшний день эскизный проект реконструкции находится на завершающей стадии в муниципальном предприятии «Бишкекглавархитектура», в ближайшее время начнутся работы по его реализации.

06 апреля 2024 17:39

В Бишкеке поставят спектакль «Ак илбирс», поднимающего экологические проблемы

7 апреля в 17:00 в Кыргызском театре драмы имени Т. Абдумомунова состоится премьера спектакля «Ак илбирс» по произведению «Ак илбирс» известного писателя и драматурга Жаныша Кулмамбетова, подготовленного молодёжным драматическом театром "Тунгуч" имени Жамал Сейдакматовой.

Обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

 Елена Короткова 

БЛЕСК И НИЩЕТА

Бишкек потратил на празднование Дня независимости КР почти 35 тысяч долларов.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.