понедельник, 08 сентября 2025
Минобороны ответит за испытание бактериологического оружия в Екатеринбурге

Народный репортер

Напишите нам

/ ОбществоRSS

Минобороны ответит за испытание бактериологического оружия в Екатеринбурге

Минобороны ответит за испытание бактериологического оружия в Екатеринбурге

12 февраля 2015 11:05    Просмотров: 11807

Елена Сташкина, © News-Asia

Екатеринбургские сотрудники Чкаловского районного суда столкнулись с беспрецедентным иском. Около 700 горожан могут подать в суд на Центр военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии Министерство обороны РФ, министерство социальной защиты населения области и Минздрав, требуя компенсации за заражение сибирской язвой, произошедшее по вине военных более 30 лет назад. Первой ласточкой стал иск Раисы Смирновой, требующей возместить ей моральный ущерб и ущерб здоровью в 6 миллионов рублей.

Речь идёт о вспышке заболевания, произошедшей ещё в советское время. В 1979 году эпидемия лёгочной формы сибирской язвы несколько месяцев косила жителей Свердловска. Ежедневно погибало до 10 человек, город был практически закрыт, но по официальной версии, инфицированное мясо скота, попавшее в продажу, унесло жизни всего 64 человек. Неофициальная же версия, о которой говорили шёпотом, гласила: виной всему – выброс из лаборатории военного городка № 19 на Вторчермете, где учёные вели разработки бактериологического оружия. Подтверждаться показаниями врачей-эпидемиологов, военных, да и простых заболевших и выживших, которые подписывали документ о неразглашении, она стала только спустя десятилетия. Документальных же свидетельств массового заражения не осталось: медицинские карты, и без того сфабрикованные наличием в домах свердловчан якобы заражённого мяса, купленного на стихийных рынках, и заключения эпидемиологов, определивших очаг заражения в районе 19 военного городка, были уничтожены.

Упоминание о сибирской язве есть пока только в одной из уцелевших карточек – Раисы Смирновой, которая и решилась подать в суд первой, создав общественный резонанс.

- Я подаю в суд на Центр военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии, который сейчас работает в 19-м городке, также в иске фигурирует Министерство социальной защиты населения Свердловской области и Минздрав, – рассказывает Раиса Сергеевна. – На протяжении долгих лет, начиная с апреля 1979 года по настоящее время, я постоянно болею, часто приходится вызывать скорую. И всё это – последствия сибирской язвы. В апреле 1979 года я работала товароведом на Керамическом заводе. 9 апреля прямо в цеху у меня неожиданно поднялась температура до 42 градусов, посинели ноги, начался сильный кашель. Я потеряла сознание, а пришла в себя уже в 40-й больнице, в двухместной палате. Напротив была дверь процедурного кабинета, из которого до меня донесся разговор медицинского персонала о том, что если не привезут некую вакцину, то меня спасти будет невозможно. Позже я выяснила, что меня положили в специально выделенное здание для людей, больных сибирской язвой. Когда из 19-го городка шло облако, споры из него засосало в вентиляцию завода, на котором я работала. Так я и заразилась…Люди падали и умирали, как мухи. По дорогам на улице их собирали. По ночам зараженный район обрабатывали бригады химиков. В больнице, где я лежала, больных сибирской язвой, не имеющих шансов выжить, клали на первом этаже, на втором – больных с тяжелой формой заболевания, а на третьем – тех, кого зараза задела не сильно. Именно на третьем этаже я и провела около месяца. Позже ко мне пришли два сотрудника КГБ в штатском и потребовали подписать документы о неразглашении, чтобы я никому не рассказывала о том, чем болела.

Действительно, признать эпидемию эпидемией сибирской язвы в мировом сообществе значило подтвердить наличие разработок бактериологического оружия, от которого СССР открещивался. Но институт по разработке бактериологического оружия в Свердловске существовал. Это журналистам подтвердил и один из высокопоставленных сотрудников, Александр Коротких. По словам ветерана ФСБ РФ, причиной трагедии стала халатность: в день, когда производство спор сибирской язвы было временно приостановлено, один из работников лаборатории снял загрязнённый фильтр, предотвращавший выбросы в окружающую среду. Следующая смена обнаружила отсутствие фильтра только через несколько часов.

Информацию о существовании на территории города полусекретного объекта озвучивал и первый президент России Борис Ельцин, в 1979 году бывший секретарем Свердловского обкома партии.

- Когда случилась вспышка сибирской язвы, в официальном заключении говорилось, что это какая-то собака привезла, - рассказывал первый президент РФ в интервью «Комсомольской правде» от 27 мая 1992 года. - Хотя позже КГБ все-таки признал, что причиной были наши военные разработки. Андропов позвонил Устинову и приказал ликвидировать эти производства полностью. Я считал, что так и сделали. Оказывается, лаборатории просто перебазировали в другую область, и разработка этого оружия продолжалась. И я сказал об этом и Бушу, и Мейджору, и Миттерану: эта программа ведется… Я сам подписал указ по созданию специального комитета и запрещении программы. Только после этого туда вылетели эксперты и прекратили разработки.

Кроме того, первый президент РФ подписал закон «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году», оставшийся только на бумаге. Государство не выплатило ни копейки по нему. И именно поэтому пострадавшие от халатности учёных граждане – а их около 700 человек – и собирают сейчас документы и справки, чтобы подать коллективный иск. Первое заседание в цикле дел о сибирской язве по иску Раисы Смирновой, требующей возместить ей моральный ущерб и ущерб здоровью в 6 миллионов рублей, будет проведено уже 9 марта.

Но ставить точку в истории пока рано. В сентябре минувшего 2014 года Министерство обороны РФ решило реконструировать военно-медицинское производство в 19-м военном городке Екатеринбурга. Проект «Реконструкция производственных мощностей корпуса № 201 по выпуску современных антибиотиков для профилактики и лечения опасных и особо опасных инфекционных заболеваний филиала ФГУ «48 ЦНИИ Минобороны России – ЦВТП БЗ»» будет стоить бюджету более 845,7 млн. рублей. Цель реконструкции – создание производства для выпуска антибиотиков так называемого аминогликозидного ряда (бактерицидных антибиотиков) из отечественной субстанции. Производство обеспечит «потребности Минздравсоцразвития России, ВС РФ и населения в антибиотиках для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением возбудителей инфекционных заболеваний». А значит, екатеринбуржцев может ожидать повторение катастрофы.
Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

30 августа 2025 07:11

Образование без границ: Россотрудничество и российские партнёры поддержали школу-интернат имени В. Терешковой в Оше

В торжественной обстановке, при личном участии Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова, состоялась передача учебной и методической литературы, а также современного образовательного оборудования в новое здание школы-интерната №11 имени Валентины Терешковой.

25 августа 2025 06:29

Сильные духом: в Таджикистане прошла первая патриотическая смена «Наследники веков»

На базе оздоровительного центра «Ширкент» состоялась первая Республиканская профильная смена «Наследники веков», объединившая школьников из разных уголков Таджикистана.

Обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

 Елена Короткова 

БЛЕСК И НИЩЕТА

Бишкек потратил на празднование Дня независимости КР почти 35 тысяч долларов.

О стране