понедельник, 10 ноября 2025
Казахстан представит интересы Киргизии и других стран Центральной Азии в Совете Безопасности ООН

Народный репортер

Напишите нам

/ Актуальная темаRSS

Казахстан, вступив в СБ ООН, взял на себя миссию делегата интересов стран Центральной Азии

Казахстан, вступив в СБ ООН, взял на себя миссию делегата интересов стран Центральной Азии

20 мая 2017 13:28    Просмотров: 14464

Елена Короткова, © News-Asia

В конце апреля 2017 года завершился первый квартал из восьми для Республики Казахстан в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Республика стала пока единственным представителем центральноазиатского региона, удостоившимся подобной чести, однако не собирается зацикливаться на решении исключительно собственных проблем с помощью мирового сообщества. На уровне СБ ООН будут подняты так же общие проблемы и озвучены интересы стран-соседей по региону: Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. О том, как будет проходить эта процедура, и какие глобальные региональные проблемы должны быть подняты на уровне СБ ООН, политологи, общественные деятели, журналисты и эксперты по безопасности обсудили в Бишкеке на круглом столе «Освещение актуальных проблем центральноазиатского региона в процессе работы Казахстана в составе СБ ООН. Шаги Казахстана по укреплению продовольственной безопасности в странах исламского мира, в частности в КР».

 В состав СБ ООН – одного из главных органов объединения, входит 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 государств каждый год. Совет может «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооруженной силы, и его решения обязательны для всех государств. В основном это введение миротворческого контингента в зоны конфликта, организация постконфликтного урегулирования, в частности, введение международной администрации в зоне конфликта. Казахстан стал первой страной из центральноазиатских республик бывшего СССР, которая пробилась на столь высокий международный  уровень.

- Сегодня Казахстан узнаваем на международной арене, и является активным деятелем международного сообщества. Об этом говорит и председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Кроме того, скоро стартует международная выставка «Экспо-2017». Наконец, республика получила членство в СБ ООН. Сейчас Казахстан вышел на новый уровень. В 2017 году президент Нурсултан Назарбаев объявил о модернизации 3.0, для которой разработана программа. Она говорит о том, что Казахстан должен стать конкурентоспособным в мире за счет применения новых технологий, в унисон с этими преобразованиями была проведена и конституционная реформа, до 2050 года появилась четко очерченная экономическая политика. Из этого следует, что Казахстану необходимо идеологизировать общество и сформировать новое общественное сознание. Что касается членства Казахстана в СБ ООН, то 10 января 2017 года министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов представил политическое поручение от президент а Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, продемонстрировав видение государством партнерства для обеспечения стабильного будущего мира. Документ отражает желание нашей страны сделать максимальный вклад в продвижение принципов ООН для построения безопасного, справедливого и процветающего мира, - отметил советник-посланник посольства РК в КР Рымтай Карибжанов. - Полагаю, что членство Казахстана в СБ ООН принесет пользу не только для Киргизии, но и для всех стран Центральной Азии. Мы старались проводить скоординированную политику. И надеемся, что Казахстан сможет сыграть положительную роль в отстаивании интересов этих стран, если будет проводиться голосование, касающееся их по климатическим ресурсам, борьбе с терроризмом и экстремизмом и иным вопросам.

В том, что от Казахстана будет зависеть многое, сомнений нет – тем более, что республика вошла в три комитета по различным острым вопросам, два из которых касаются соседей по региону. Это вопрос Афганистана и вопрос деятельности МТО и приверженцев религиозного экстремизма.

- Членство Казахстана в СБ ООН - знак мирового уважения к нашей стране. Знаменательно, что именно в год юбилея независимости Казахстана Астана стала ведущим игроком в мировой политике. Внешняя политика республики основана на принципах многовекторности и твердого отстаивания национальных интересов страны при уважении интересов стран-партнеров. Принимая во внимание авторитет Казахстана и солидный послужной список деяний за 25 лет независимости, нашей республике досталось три комитета с различной проблематикой при том, что обычно странам, впервые оказавшимся в СБ ООН, поручается лишь один комитет. Первый из них отвечает за вопросы Афганистана, второй за пресечение деятельности «Талибана», ДАИШ и «Аль-Каиды» (МТО, запрещенные на территории РФ и в ряде стран мира, в том числе и в Казахстане, прим.авт), третий за урегулирование проблем Сомали и Эритреи, - рассказал Нурлан Ешкеев, первый секретарь посольства РК в КР. - Республика приступила к членству с 1 января 2017 года и казахстанская делегация активно участвует во всех заседаниях СБ ООН. 10 января 2017 года министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов представил политическое поручение от президента Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, вызвавшее большой интерес среди членов СБ ООН. В обращении были обозначены семь ключевых приоритетов. Первый из них – достижение мира, свободного от ядерного оружия. Казахстан и ранее работал в этом направлении – по инициативе нашей республики 29 августа стало Международным днем действий против ядерных испытаний при поддержке Генассамблеи ООН. Возможно, части соседей по региону и другим странам мира не понятно, почему Казахстан ставит в приоритет безъядерный мир, но Казахстан ощутил на своей территории испытания ядерного оружия в течении почти 50 лет. И одним из первых решений после обретения независимости стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона, нанесшего значительный урон стране. Поэтому этот пункт стоит на первом месте. Второй пункт – обеспечение мира за счет снижения степени военного противостояния на глобальном и региональном уровне и существующих с ними рисков для мирового сообщества. В этом направлении Казахстан уже сделал шаг, выступив модератором по переговорам в сирийском конфликте. Третий – формирование региональной зоны мира , безопасности, сотрудничества и развития в Центральной Азии. Мы все заинтересованы в развитии стран и в их безопасности, и в хорошем будущем. Но это невозможно без сотрудничества – от межгосударственного сотрудничества до сотрудничества на уровне ООН. Четвертый пункт – борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Пятый – возвращения мира на африканском континенте. Шестой – совместные действия по сохранению мира, соблюдению прав человека, реализации целей устойчивого развития в борьбе с изменением климата. Киргизии, как «верхней страны» ЦА в водоснабжении, и других наших соседей последний вопрос коснется за счет сокращения числа ледников, прогнозируемого экспертным сообществом. Результаты парижского саммита – новые вызовы и экологические риски. И вывод этой темы на уровень СБ ООН – одна из важных целей для Казахстана и нашей внешней политике, это ответственность за наш регион. Последний пункт – расширение сотрудничества между всеми региональными силами безопасности Европы, США, Азии для обеспечения трансконтинентальной безопасности. Безусловно, реализация этого видения Нурсултана Абишевича Назарбаева потребует времени, и для Казахстана реализация этих пунктов с помощью СБ ООН станет ключевой задачей. Так же Казахстан будет продвигать и свои национальные стратегические интересы, выражающиеся в укреплении стабильности в центральноазиатском регионе, решении афганского вопроса.

Далее эксперты перешли к обсуждению. Тема круглого стола содержала в себе две большие группы вопросов, собравшиеся занялись больше первой частью их – актуальными проблемами региона, и нюансами межгосударственных отношений, которые не всегда складываются мирно благодаря этим проблемам. Их список достаточно обширен – от вопросов безопасности и вооружения до экономического сотрудничества, транспортного снабжения и вечного «яблока раздора» - так называемых «водных войн», которые связаны и с вопросами энергетики. Последние вызвали между экспертами достаточно споров – звучали предложения о том, чтобы присвоить воде фиксированную цену и призывы разделять вопросы водоснабжения от вопросов энергетики и экономнее использовать воду: сейчас, по данным мирового сообщества, Центральная Азия является самым большим потребителем этого ресурса в мире. В конце концов сообщество признало, что следует решить водный вопрос на межгосударственном уровне, взглянув «сверху» на проблему как на проблему, объединяющую Центральную Азию.

- По водному вопросу следует занимать не сельскохозяйственную или энергетическую, а дипломатическую позицию. Вопрос надо решать на межгосударственном уровне, и его решение – определенный вызов и экзамен на зрелость для государств региона как для ответственных соседей. Положительные примеры решения частично уже есть. Сотрудничество по проекту Чу-Талас между КР и Казахстаном признали одним из самых лучших в мировом сообществе. Поэтому водный вопрос в регионе вполне реально решить мирным путем, - подытожил Ешкеев.

Несмотря на то, что за круглым столом не было представителей Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана, работа по направлению того, чтобы собрать на обсуждение представителей всех государств воедино в скором времени на переговорах, ведется. МИД Казахстана уже занимается данным вопросом.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

04 ноября 2025 05:07

Узбекистан устанавливает правовые границы для искусственного интеллекта

Узбекистан стал одной из первых стран Центральной Азии, где на законодательном уровне введена ответственность за неэтичное использование технологий искусственного интеллекта (ИИ).


24 октября 2025 06:08

Мигранты под прицелом радикалов: как экстремисты создают «спящие ячейки» в странах СНГ

На постсоветском пространстве наблюдается тревожная тенденция — международные террористические структуры активизируют работу с трудовыми мигрантами, создавая так называемые «спящие ячейки» и внедряя радикальные идеи в социально уязвимые сообщества.

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Андрей Русаков 

ДВЕ СТОЛИЦЫ ШОС

Отмечена роль проведения Саммитов Глав государств ШОС в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента.

 Андрей Русаков 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE»

В Узбекистане объявлено о проведении референдума по поправкам в Конституцию, о которых говорил действующий президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении еще в ноябре прошлого года в рамках своего вступления на должность.

О стране