Сегодня Республика Таджикистан (РТ) – это, пожалуй, одно из наиболее слабых звеньев «системы» безопасности Центральной Азии, которое к тому же, как представляется, выступает в качестве следующего после Кыргызстана «претендента» на дестабилизацию.
Основные причины унаследованных и приобретённых проблем, а также рекомендуемые пути преодоления этих проблем и возможные сценарии развития РТ показаны в докладе «Таджикистан: проблемы и перспективы развития» (октябрь 2010 года). Доклад отражает объективные реалии, а вовсе не личные симпатии или антипатии авторов, а тем более позицию какого-либо государства.
С одной стороны, доклад призван помочь Таджикистану найти основные точки прорыва в своём развитии и долгосрочной стабилизации, что, безусловно, внесёт важный вклад в стабилизацию всей Центральной Евразии. Однако, надежды и шансы на то, что РТ сможет сделать это самостоятельно, сегодня как никогда минимальны.
Во-первых, современные реалии упорно игнорируются руководством самого Таджикистана, которое не видит (или не хочет видеть) крайне сложного наследия, равно как и просчётов в своей собственной политике, одновременно предпочитая возлагать всю вину за сложную ситуацию в республике на кого угодно, но только не на себя. Активизируется поиск внешних врагов, в качестве которых как это ни странно всё чаще выступают именно естественные (!) исторические (!) союзники, партнёры и друзья Таджикистана: Узбекистан и Россия.
Во-вторых, большинство таджикских чиновников и немногочисленных государственных аналитиков, призванных доводить до руководства РТ достоверную информацию, занимают по большому счёту страусиную позицию и не хотят замечать совершенно очевидного: их страна, исчерпав имеющиеся ресурсы, медленно, но уверенно входит в полосу очередного глубокого кризиса, за которым могут последовать ещё более масштабные социально-экономические потрясения, способные в корне изменить облик современного Таджикистана и даже стереть республику с политической карты.
В-третьих, сами эксперты и чиновники из РТ упорно не хотят верить мнению «со стороны», видя в этом лишь «происки» неких внешних сил, «заинтересованных в дестабилизации республики». Всё это, как представляется, ещё раз свидетельствует о катастрофической слабости таджикской аналитики и системы государственного управления, в целом неспособности интеллектуальной элиты этой страны посмотреть правде в глаза. Это лишний раз подтверждает оправданность самых пессимистичных сценариев для РТ: а какие могут быть сценарии у страны, чья элита перестала быть адекватной в оценке проблем и, соответственно, путей их преодоления, предпочитая развиваться по навязываемым извне схемам и алгоритмам?
С другой стороны, доклад призван внести посильный вклад в развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве и на пространствах Центральной Евразии в целом. К сожалению, о региональной интеграции сегодня много говорится, но мало, что реально делается …
В целом, Таджикистан ещё можно спасти, где многое пока (!) зависит от политики руководства самой республики. Как представляется, общая суть рекомендаций по развитию страны должна сводиться к выработке системных мер по максимально возможному участию Таджикистана в региональных и межрегиональных интеграционных процессах: в первую очередь с Узбекистаном, а во вторую очередь – Россией и в целом на постсоветском пространстве и только уже в третью очередь – в смежных с Центральной Азией регионах, где наиболее перспективным выглядит китайское направление. Иной алгоритм – это алгоритм дестабилизации Таджикистана ...
Учитывая изложенное, авторы доклада выражают надежду на то, что их голос всё же будет услышан Душанбе и его естественными историческими союзниками, партнёрами и друзьями, в первую очередь в Узбекистане, России и других странах региона, которые вовремя оценят глубину приближающейся катастрофы и примут все необходимые меры для её предотвращения ...
Комментарии